(Пищулин Владимир Федорович; 6.07.1889, Кострома - 10.02.1938, Симферополь), прмч. (пам. 28 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Из дворян. По окончании гимназии в Витебске поступил в 1908 г. на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та, осенью того же года перешел в Московский ун-т, где проучился год, после чего вернулся в С.-Петербургский ун-т на историко-филологический фак-т, к-рый окончил в 1914 г. Преподавал в гимназии, читал лекции по психологии в Народном ун-те. С 1917 г. жил в Витебске, где в течение неск. месяцев являлся секретарем губ. комитета кадетской партии. В кон. 1918 г. вернулся в Петроград. Состоял членом Дома ученых, с 27 февр. 1921 г. являлся членом философского об-ва.
24 дек. 1919 г. Пищулин был рукоположен во диакона, 1 янв. следующего года - во иерея, служил в ц. святых Захария и Елисаветы вместе с прот. А. И. Введенским, впосл. ставшим одним из основоположников обновленчества; одновременно о. Владимир являлся настоятелем Никольской ц. при Доме слепых на Моховой ул. Неоднократно выступал с публичными лекциями в Петроградском Богословском ин-те, был введен в корпорацию ин-та, 30 авг. 1921 г. назначен ассистентом кафедры христ. педагогики. Уклонился в обновленчество, был одним из его активных распространителей и апологетов. 31 мая 1922 г. арестован по обвинению в участии «в нелегальной группе, члены которой для разрешения вопросов антисоветского характера собираются на конспиративных квартирах», 26 сент. выслан из Петрограда в Оренбург как «крайне неблагонадежный в политическом отношении». По возвращении в Ленинград 9 дек. 1924 г. был пострижен в рясофор, возведен в сан «архимандрита», 19 дек. 1924 г. назначен и 8 марта 1925 г. в Казанском соборе «хиротонисан» во «епископа Охтенского» обновленческими «митрополитом Ленинградским» Вениамином (Муратовским), «митрополитом Московским» Серафимом (Руженцевым) и «архиепископом Ладожским» Николаем (Соболевым). Участвовал в 3-м обновленческом соборе 1925 г. с правом решающего голоса. Преподавал догматическое богословие в Ленинградском Богословском ин-те. В нояб. 1925 г. назначен «епископом Псковским», от назначения отказался и ушел на покой.
14 авг. 1926 г. В. принес покаяние в грехе раскола, архиеп. Алексием (Симанским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) был присоединен к правосл. Церкви в сане иеромонаха. Благодаря глубоким знаниям, широкой эрудиции и ораторскому дару В. занимал видное место в религ. и общественной жизни Ленинграда. Вел борьбу с обновленцами, полемизировал с А. Введенским. Выступал с докладами на богословские и философские темы в Доме ученых. Состоял в братстве прп. Серафима Саровского, организованном И. М. Андреевым, в сент. 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о Евхаристии. 7 апр. 1928 г. вместе с др. членами братства В. был арестован, 8 окт. коллегией ОГПУ приговорен к заключению в СЛОН, впосл. сослан в Казахстан на 3 года, в 1933 - нач. 1934 г. жил в г. Мелекессе (ныне Димитровград Ульяновской обл.), где общался с еп. Вениамином (Троицким).
По окончании срока ссылки В. был лишен права проживания в крупнейших городах страны и в 1934 г. поселился у родственников в Симферополе. С 1935 г. работал в б-ке Симферопольского педагогического ин-та, сдружился с заведующим б-кой проф. М. П. Поливановым, сыну к-рого читал и объяснял Евангелие. В. также общался с сотрудником Симферопольского краеведческого музея мч. Димитрием Спиридоновым. Вел переписку с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Ленинградским митр. Алексием (Симанским) о возможной работе на церковном поприще и возвращении в Ленинградскую епархию. В нач. 1937 г. в связи с обострившейся политической обстановкой Поливанов, для того чтобы «переждать волну бдительности», уволил В. из б-ки, дав слово взять его обратно, «как только успокоится»; В. добывал средства на жизнь уроками иностранных языков.
5 июля 1937 г. В. был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации». (Обвинение основывалось на показаниях Б. Н. Шабера, родственника В., от к-рого последний не скрывал своих убеждений. Шабер писал в НКВД: «Политические взгляды Пищулина в период его проживания в Симферополе были крайне реакционны и антисоветские. Он... часто говорил, что в СССР творится антихристово дело, что рост материальной культуры, техники, образования и тому подобного идет у нас параллельно «с оскудением человеческой личности, порабощением духа, запрещением мыслить, падением и гибелью элементарной нравственности, принижением человеческого достоинства и порабощением всех порывов и высоких стремлений к справедливости»» (Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Л. 24-25)).
При обыске у В. было изъято 20 книг, 2 епитрахили, 11 блокнотов и 12 тетрадей с записями, ок. 136 писем к различным корреспондентам, медный крест и четки, что составляло почти все его имущество. В. не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, однако на допросах не скрывал свое несогласие с политикой властей: «Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии… Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями» (Там же. Л. 13). В. был расстрелян по приговору тройки НКВД Крымской АССР от 10 дек. 1937 г.
В 1997 г. Свящ. Синод УПЦ причислил В. к лику местночтимых святых Крымской епархии. Преподобномученик был прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.